Доброго времени суток!

Этот блог посвящён ролевым играм.
Если какие-то из текстов вам понравились, или вызвали ваше недовольство — оставляйте ваши комментарии.
Если вдруг ваш текст оказался здесь без указания авторства, сообщите это, и я исправлю свою ошибку.
Если нахождение вашего текста здесь вам неугодно/невыгодно/мешает, сообщите это в комментарии и я удалю его.
Приятного чтения!

среда, 9 января 2013 г.

Видеобзор в обычной квартире. Часть 3

Дисклеймер: этот пост — третья часть ответа на вопрос, заданный Evilcat здесь. (Первая часть, вторая). Это черновик, и я могу ошибаться, или неясно выражаться. Если вы не знаете, или не понимаете, но хотите понять — пожалуйста, задавайте вопросы. Если вы знаете лучше чем я — пожалуйста, уточняйте и поправляйте. Спасибо.

3. Постпродакшн

3.1 Подготовка

Готовясь собирать программу из отснятого материала, запаситесь свободным местом на жёстких дисках вашего компьютера. Видеофайлы охочи до дискового пространства: один несжатый кадр стандартного телевизионного разрешения 720*568 пикселей весит около полутора мегабайт — а таких кадров в секунде может быть 25-30! Точные цифры зависят от того, на какую технику и в каком формате вы ведёте съёмку, но в любом случае придётся подрасчистить место.

Узнайте необходимую техническую информацию, как то: разрешение кадра вашего видео, формат видео- и звуковых данных, с которыми вам придётся работать. Проведите некоторое время, чтобы выяснить особенности работы с вашими данными и программным обеспечением, которое вы выбрали для выполнения задачи. Это поможет учесть трудные моменты и лучше спланировать работу.

Перед началом монтажа обязательно отсмотрите отснятое видео. Во-первых, это поможет примерно понять, что вам предстоит делать, и сколько времени на это потребуется. Во-вторых, это позволит более-менее свободно ориентироваться в материале.

Обязательно храните резервную копию отснятого видео, а лучше — две. Старое телевизионное правило гласит: «Исходники хранятся до сдачи проекта в эфир» (в нашем случае, это будет выкладка ролика на интернет-хостинг). Нет ничего хуже потерять несколько дней почти уже завершённой работы без шанса на её восстановление из-за сбоя программы или шаловливого котёнка. Разумеется, регулярно сохраняйте новую версию проекта в монтажной программе хотя бы раз в день. Куда удобней иметь четыре файла с частично сделанной работой (к которым можно вернуться в случае ошибки), нежели один файл, который внезапно может перестать читаться. 

3.2 Программы, которые могут потребоваться

Для этой работы вам потребуются программы для аудио- и видео- монтажа, редакторы растровой и векторной графики. Всё это есть в великолепном сборнике программ Adobe Creative Suite Production Premium — однако стоимость этого пакета заставляет задуматься о других вариантах.

Под ОС Windows существуют следующие бесплатные решения для видеомонтажа:
Windows Live Movie Maker — лёгкая в освоении программа для элементарного монтажа, которая вполне может подойти для выбранной нами цели. Входит в пакет Windows Live Essentials. Содержит много эффектов прямо из коробки. На выходе даёт лишь видео в формате WMV, а потому может потребоваться программа-перекодировщик. Аналогом её для Mac считается программа iMovie, впрочем о яблоках я и вовсе ничего сказать не могу.

Virtual Dub — сочетает богатый функционал, профессиональный подход к делу, спартанский интерфейс, отпугивающий новичков и нетривиальный рабочий процесс. Одна из редких программ, которая может вырезать нужный кусок видео, или перекодировать весь файл, сохраняя один или оба медиа-потока (звук или видео) в исходном состоянии.

Lightworks — мощный профессиональный пакет, запущенный в бесплатное плавание. Если честно, не работал с ним.

Blender — open-source решение для 3d-графики, включает в себя инструменты для 2d-композитинга и видеомонтажа.

Ramen — open-source решение для 2d-композитинга.

Бесплатные редакторы растровой графики:

the Gimp — ответ Фотошопу из лагеря свободного ПО. Мощный и универсальный пакет для почти любых целей.

Paint.net — не настолько мощен, как предыдущий кандидат, но всё равно способен показать себя с очень хорошей стороны. Одно из преимуществ — photoshop-style интерфейс, сокращающий время освоения программой. Ещё один очень близкий бесплатный аналог — Artweaver Free.

Векторный редактор — Inkscape. Большой плюс — вместе с программой идут обучалки, сделанные в самом Inkscape. Для того уровня, который нам нужен — вполне подходит.

Редактор аудио-монтажа — Audacity. Бесплатен, поддерживает много форматов. Наловчившись, можно быстро нарезать нужный звук, сконвертировать файл в нужный формат, и подчистить звуковую дорожку от шумов.

Для конвертации видео я использую Virtual Dub и Freemake Video Converter — удобную бесплатную утилиту с интуитивно понятным интерфейсом. У Freemake есть такой же конвертер для аудио-файлов.

Если вас соблазняет linux-платформа, то наверняка вам известен Ubuntu Studio — дистрибутив, с которым распространяется множество программ для производства всякого рода мультимедиа, включая часть упомянутых.

Кроме программ, вам наверняка понадобятся ещё исходники. В сети постоянно выкладываются текстуры, шрифты, изображения, музыкальные композиции, которые можно использовать в своих проектах. Зачастую всё, что авторы этих материалов требуют взамен — это указать их в титрах. Впрочем, часть материалов доступна лишь для однократного использования или использования в некоммерческих целях. Будьте внимательны при чтении лицензий.

3.3 Монтаж

Процесс монтажа состоит вовсе не в знании кнопок и функций вашей монтажной программы. Монтаж — это грамматика видеоязыка, позволяющая кроить ваш рассказ, порой выворачивая суть происходящего в кадре до полной противоположности.

Для понимания цели монтажа важно уяснить следующее: ваши зрители увидят именно то, что вы покажете им сквозь рамку видеокадра. Аналогия с языком здесь крайне уместна. Вспомните, когда вы ведёте игру, ваши игроки представляют происходящее именно по вашим словам. Неудачный выбор интонации, слов только их запутает, а запутавшись, они потеряют к игре интерес. Точно так же неудачный монтаж затрудняет понимание происходящего в кадре. Не разобравшись в том, что же происходит, потеряв интерес, зрители вряд ли оценят ваше мнение о том, про что вы хотите им рассказать.

Весь видеомонтаж строится на довольно простых правилах. Я перечислю здесь только самые основные из них:

1.Правило крупности. 
Суть его в следующем: для более плавного восприятия стоит монтировать рядом планы разной крупности, с шагом в одну градацию. Эта характеристика определяется по тому, сколько места в кадре отведено фигуре человека. Вот краткая классификация планов по крупности:
Сверхкрупный план или Деталь — кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос или нос и рот, например), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько клавиш на клавиатуре).
Крупный план — кадр, в который попадает голова человека и его плечи, так называемый погрудный план.
1-й средний, поясной план — человек по пояс. (Порой его также зовут крупным).
2-й средний, поколенный план — человек по колени.
Общий, ростовой — человек в полный рост.
Сверхобщий, дальний план — человек занимает очень маленькую площадь кадра.

Если мы снимаем десятиминутный обзор с одним ведущим — то это, пожалуй, единственное правило, которое нам потребуется. Возьмите два не слишком различающихся плана, скажем, поколенный и поясной (или погрудный), отснимите их и смонтируйте, разбавив иллюстрациями: это обеспечит нужную динамику в видеоряде.

2. Правило положения в пространстве. 
Представьте себе: человек сидит за столом, а потом входит в дверь. Звучит странно? Точно так же будет странно выглядеть видео, в котором человек сидит за столом, а в следующем кадре заходит в дверь. Тот ли это человек, или два близнеца? Но поставьте посередине план, в котором человек встаёт из-за стола и делает хотя бы пару шагов — и мы получаем понятное, лишённое всякой двусмысленности изложение событий: сидел, встал, пошёл, пришёл.

3. Правило направления/фазы движения. 
Вкратце это выглядит так: если человек в кадре идёт справа налево, а потом слева направо — это выглядит, как если бы он куда-то шёл, а потом возвращался.

Другой распространённый пример — сражение. Движение наступающих армий всегда монтируют с противоположных направлений — так зрителю более ясно, что армии наступают друг на друга. Заставьте врагов наступать в одном направлении — и ясность сразу пропадёт. Это сражение, или кто-то уже отступает, спасаясь от врага? А может, это не враги, а союзники дружно наступают на кого-то, кто нам ещё не виден?

Монтаж по фазе движения очень похож на монтаж по направлению. Если человек в кадре бежит, то в следующем кадре он тоже должен бежать. Монтировать по фазе движения сравнительно сложно, и для простоты порой движения снимают в пределах одного плана.

4. Правило света/цвета. 
Слишком резкое изменение освещения и/или цветовой гаммы кадра поневоле наводит на мысль, что в кадре что-то происходит. Без необходимости лучше не прибегать к этому.

5. Правило композиции. 
В принципе, это обобщение правила по крупности плана. Если мы следим за ведущим, находящимся в центре крупного плана, а в следующем кадре он оказывается где-то далеко в нижнем углу кадра — это скорей всего собъёт нас с толку, и заставит думать, что сейчас в кадр войдёт ещё кто-то, или что-то, что будет куда важней, чем ведущий. Сохраняя композицию кадра, внося в неё осторожные и плавные изменения, вы сохраняете ясность повествования.

6. Правило содержания. 
Когда в кадре появляется что-то новое, внимание зрителя автоматически переключается на него. В монтаже видео это правило распространяется точно так же и на звуковую дорожку: довольно странно, если ведущий обсуждает конкретный набор миниатюр, а в кадре перелистываются страницы книги. В то же время эта книга может быть вполне обоснована, если за кадром идёт разговор о ролевых играх вообще. Старайтесь хотя бы опосредованно привязывать картинку к звуковому сопровождению.

Любые правила монтажа можно нарушать, с одной лишь оговоркой — вы должны понимать, зачем вы это делаете. Одно дело, когда вы хотите запутать зрителя, и совершенно другое — когда зритель сам путается в ваших неразборчивых, невнятных словах. Если вы хотите просто рассказать о чём-то, старайтесь это сделать как можно проще.

Небольшой практический совет: порой бывает нужно вырезать оговорку или неудачно произнесённое слово, кашель или что-то подобное. Если в таком месте слишком видна склейка, происходит резкий «прыжок» — наложите на стык два-четыре кадра белого поля (кадра, залитого белым цветом). Это не скроет саму склейку, но заставит выглядеть её более аккуратно. Разумеется, этим приёмом не следует злоупотреблять, превращая передачу в стробоскоп.

3.4 Оформление программы

Грамотно, хоть и просто оформленная программа будет более выигрышно смотреться. Для нашего обзора нам потребуются следующие элементы:

Заставка (шапка, обложка) — стартовый элемент, который сообщает зрителям, что они будут сейчас смотреть.

Титры — заключительный элемент, где в текстовой форме выводится информация о тех, кто создал программу и/или использованные в ней материалы.

Субтитр — подпись, обозначающая имя и статус человека, появляющегося в кадре.

Отбивка или перебивка — небольшой элемент, использующийся внутри программы для чёткого отделения завершённой темы от начинаемой, аналогично с тем, как в каком-нибудь романе главы отделяются друг от друга звёздочками. Не факт, что этот элемент потребуется.

Не старайтесь делать оформление программы особенно ярким и сложным: при недостатке навыков это займёт слишком много времени. Книга с простой обложкой тоже может выглядеть хорошо. Соедините фоновую картинку с текстом, возможно, добавьте анимацию буквам, плюс немного фантазии — и вы получите пусть простое, но хорошо выглядящее оформление для своего видео.

Оставляйте достаточно времени для того, чтобы зритель мог прочитать текст, размещённый на экране. Основное правило здесь — количество времени в секундах равняется количеству слов, но не следует оставлять текст на экране менее трёх секунд. Текст может быть плохо прочитан из-за неудачного выбора шрифта или цвета текста. На всякий случай просмотрите фрагменты с текстом сами, чтобы убедиться, что оставленного времени достаточно.

Если вы используете фоновую музыку, помните, что главным для вас является речь ведущего. Вряд ли популярная песня с красивым вокалом будет удачным выбором — зрители будут невольно прислушиваться к голосу исполнителя. Лучше выбрать спокойную инструментальную композицию, часто такие как раз называют «фоновой музыкой». Также музыка не должна звучать одинаково громко с его речью, чтобы не заглушать его слова.

Если вы используете подсъём или сторонние иллюстрации, вы можете использовать их в качестве отбивок, когда ведущий обращается к новой теме. Если же вы сопровождаете ими уже начатую тему, не забывайте вернуться к ведущему. 

3.5 Эффекты

Визуальные монтажные эффекты делятся на две больших группы. Эффекты первой группы — это цветокоррекция, баланс яркости и контраста, настройки резкости и размытия. Если из-за неважного освещения ведущий выглядит слишком бледно, это можно исправить при помощи этих инструментов. Однако действуйте аккуратно и осторожно — переборщив, можно вместо нежного оттенка кожи получить неестественный цвет лица. Постоянно сравнивайте, как изменилось изображение с внесением эффекта, и когда было лучше — до, или после.

Вторая группа — это украшения, вроде смены кадра, похожей на перелистывание книжных страниц, рамки, кадр в кадре и подобные. Они сродни восклицательным знакам, тире и скобкам в письменном тексте. Один такой эффект подчеркнёт переход к новой теме, начало и конец сюжета. Но слишком много эффектов образуют невыразительную кашу из анимированных переходов.

Для особой выразительности эффектов из второй группы попробуйте сопроводить их звучанием. Так, перелистывающаяся страница может шелестеть — тем шелестом, который вы можете обнаружить в любой свободно доступной библиотеке звуковых эффектов (например, вот этой). Это будет не всегда уместно, поэтому каждое такое усиление эффекта нужно будет обдумать.

3.6 Последние штрихи

И вот, вы сделали всё, что хотели. Последний титр написан, последний эффект просчитан.

Не спешите сразу выкладывать результат своих усилий. Сделайте небольшой перерыв, а потом просмотрите всю программу, желательно несколько раз. Если вы творили вмногером, пускай каждый из участников посмотрит финальный результат. Вам станут заметны многие ошибки и недочёты, которые были незаметны в процессе работы.

Это нормально. Гораздо лучше, если эти ошибки — большая часть из них будет не столько опасными, сколько обидными — вы увидите и обсудите внутри своей компании, чем о них вам сообщат комментаторы на видеохостинге.

Не стоит выгонять сразу сжатый файл из программы монтажа. Куда практичней будет выгнать один файл без сжатия (так называемые «безпотерьные», lossless-файлы), которые можно будет потом сжать несколькими вариантами без необходимости пересчитывать все наложенные на видео эффекты каждый раз, когда вам потребуется сжать видео новым способом.

После выкладки видео на хостинг — окончательной точки в работе над ним — оставшийся проект также не стоит удалять. Если вы захотите вернуться к производству роликов, вы сможете использовать уже проделанную работу — например, сделанное вами оформление — ещё раз.

В добрый путь!

3.7 Ссылки для тех, кому хочется больше и глубже:

Про монтаж — более подробно: 

Про всё подряд, от сценария до поиска смысла: 
  • Джейн Барнуэл «Фундаментальные основы кинопроизводства» 
  • Google.com — и это не шутка, в сети можно найти массу информации, которая облегчит вам жизнь. 
Графические ресурсы:
Звуковые библиотеки:

Комментариев нет: