Доброго времени суток!

Этот блог посвящён ролевым играм.
Если какие-то из текстов вам понравились, или вызвали ваше недовольство — оставляйте ваши комментарии.
Если вдруг ваш текст оказался здесь без указания авторства, сообщите это, и я исправлю свою ошибку.
Если нахождение вашего текста здесь вам неугодно/невыгодно/мешает, сообщите это в комментарии и я удалю его.
Приятного чтения!

пятница, 21 декабря 2012 г.

Видеобзор в обычной квартире. Часть 1

Дисклеймер: этот пост — ответ Evilcat на вопрос, заданный здесь.
Это черновик, и я могу ошибаться, или неясно выражаться. Если вы не знаете, или не понимаете, но хотите понять — пожалуйста, задавайте вопросы. Если вы знаете лучше чем я — пожалуйста, уточняйте и поправляйте. Спасибо.

Звучит, как «съёмка домашних котиков своими руками»?! И ведь действительно так. Сложно ожидать, что на ресурсе, посвящённом ролевым играм (а где бы я это не опубликовал — это всё равно будет ресурс, посвящённый ролевым играм) будет серьёзное, вдумчивое руководство по производству видеороликов, сравнимых с лучшими коммерческими образцами.

Конечно же нет. Если вам нужно сделать рекламный ролик, который взяли бы в ротацию крупные мировые телеканалы, то без студии, профессионального оборудования и услуг обученных специалистов не обойтись.
Но если речь идёт о хобби — то это ли нужно?

Вначале я думал ограничиться комментарием, потом быстрым постом. Этой ночью я понял, что постов будет несколько. В производстве видео различают три основных фазы. Это Pre-production, подготовка к производству материала, когда предлагают идеи, пишут сценарии, придумывают, как именно всё будет сниматься, Production, фаза съёмок, которая зачастую занимает меньше всего времени, и Post-production, обработка и монтаж отснятого материала и сборка финального продукта. Именно первой фазе и посвящён данный пост.

1. Препродакшн:

1.1 Про что кино?

Самое главное решение в любом деле — это определить то, что мы будем создавать. Я не могу вам рассказать, как делать любую видео-продукцию — у меня не хватит на это ни времени, ни знаний. Кроме того, это уже сделано большим количеством авторов, которые написали очень умные книжки. Поэтому вот конкретная цель: Видеообзор настольной ролевой игры. Один ведущий (он же и оператор, и режиссёр, и швец, и жнец, и на дуде игрец). 10 минут.
Исходя из этой цели, я буду строить описание процесса.

Второе по важности — определить, зачем мы это делаем. Скажем, если мы хотим выложить результат на Youtube, это определит базовые требования как к результату, так и к картинке. Вряд ли на Youtube оценят видео, снятое на дешёвую веб-камеру с максимальным разрешением 320?240.

1.2 Чем располагаем?

Главный капитал любой любительской деятельности — единомышленники. Не забывайте о друзьях, наверняка они смогут вам неоднократно помочь. Даже если никто не загорится вашей благородной идеей, друзья смогут вам подсказать что-нибудь, или, как минимум, высказать своё мнение о том, что у вас выходит. Это действительно ценно.

Также стоит решить о том, где именно вы будете проводить съёмки. В идеале это должно быть в меру просторное, хорошо освещаемое помещение с неплохой звукоизоляцией. Возможно, у вас есть на примете что-то подобное: университетская аудитория, большая комната в квартире у одного из друзей.
Если всё плохо, и у вас нет ни одного подобного варианта, это нужно будет учесть при написании сценария.

Мы живём в удивительное время, когда почти любой гаджет обладает способностью снимать видео. Посмотрите на свой «арсенал»: вполне может быть, что то качество картинки, которое обеспечивает ваш фотоаппарат, планшет, а возможно даже, и сотовый телефон, вас вполне устроят. Сегодня порой на телевидении делают служебные съёмки, используя телефоны и планшеты, а зеркальный фотоаппарат используют, когда нет доступа к дорогим видеокамерам.

К сожалению, я почти ничего не знаю про запись и обработку звука, и могу порекомендовать лишь параллельную запись с микрофона на ноутбук. Я надеюсь, более умелые в данной области имажинарии и имажинарцы подскажут лучше.

1.3 Сценарий

Даже для короткого 10-минутного ролика стоит написать сценарий. В него может входить, как минимум, всё ваше выступление, а как максимум — всё, что вы планируете показать в кадре. Напишите текст того, что вы собираетесь рассказать, и прочитайте несколько раз. Разумеется, не стоит его зазубривать наизусть, можно ограничиться подробным планом. Не будет лишним отрепетировать вашу речь несколько раз, чтобы точно удостовериться, что вы попадаете в нужный хронометраж. Чем уверенней вы будете чувствовать себя в момент собственно съёмки — тем лучше.

При написании сценария уже стоит подумать о том, как будет выглядеть финальный продукт. Средний зритель вполне может выдержать десятиминутный план «говорящей головы», но уже к пятой-седьмой минуте он заскучает, если ему не будет интересен собственно предмет разговора. Подумайте о дополнительном материале: иллюстрации, подсъём рулбуков, дайсов и всего, что может дополнить ваш рассказ. Даже если у вас на руках есть только книга — вы можете отснять перелистываемые страницы, или обложку крупным планом.

Если вы сложно представляете себе то, что хотите отснять — попробуйте сделать набросок. Не надо тратить на него много времени, главное что тут требуется — схематично зарисовать то, что хочется увидеть. Особенно это пригодится, когда над роликом работают несколько человек. Часто, чем объяснять по нескольку раз, можно нарисовать, что имелось в виду.

Самый простой приём разнообразить видеоряд — это отснять два разных по крупности плана: средний и крупный, и переключаться между ними, однако дополнительные иллюстрации всегда украсят финальный ролик.

Как минимум, сценарий может стать подсказкой. Как максимум — перечнем всего того, что надо сделать, и для чего это надо сделать.

1.4 Подготовка «студии»: фон и свет

За несколько лет подготовки различных студий я пришёл к выводу, что фон прежде всего должен быть фоном. Он не должен отвлекать яркой расцветкой или сложным узором, он не должен быть интересен зрителю больше того, что говорит ведущий.

Мелкие детальки и замысловатый узор на ковре хочется бесконечно разглядывать. Если на экране появляется текст, зритель инстинктивно читает его, отвлекаясь от всего другого. Не усложняйте себе работу — не воюйте со сложным фоном.

Самый простой и работающий вариант: одноцветная «офисная» стена. Да, он немного скучен, но свою функцию он выполнит, в отличие от постера любимой группы с крупно написанным названием. Это, я считаю, отправная точка, которую можно дальше усложнять, как вам захочется. Штора приятного оттенка, книжные шкафы, вид из окна — всё можно использовать.

Но если при просмотре результата вы постоянно ловите себя на мысли, что разглядываете мелкие детали фона — знайте, что это будет делать любой другой зритель.

Творчески использовав свет, можно преобразить кадр, и даже в скучную «загородку» вдохнуть немного волшебной атмосферы. Для этого, в принципе, сгодятся даже обычные бытовые лампы. Чтобы получить окрашенный свет, можно или найти настоящие светофильтры, или использовать любые прозрачные цветные предметы. Главное, чтобы они не поглощали слишком много света.

Важно! Лампы и лампочки сильно нагреваются во время использования. Цветной прозрачный полеэтилен прекрасен. Но закрепив его на лампе, вы рискуете очищать лампу и лампочку от расплавленного полеэтилена.

Любые изменения в картинке отслеживайте в самой картинке. Поставьте вашу импровизированную «камеру» и отслеживайте, что именно она снимает, и какие изменения она фиксирует.

Играя со светом, помните главное: зритель должен ясно видеть ведущего и те предметы, которые он показывает. 

1.5 Пробные записи

В условиях сжатого времени на это, чаще всего, не хватает времени, а зря. Неопытные видео-мейкеры порой не могут угадать, как они выглядят и звучат на захваченной камерой картинке. Разумеется, после нескольких успешно сделанных роликов вы сможете оценивать обстановку на глаз, но для первого ролика несколько пробных записей могут сэкономить массу усилий и нервов.
Самое ценное в этом, повторюсь — это то, что вы услышите себя со стороны, и сами сможете оценить свой вид и свою речь в кадре. Мы редко слышим свой голос со стороны, и, что важней, слышим его совсем не так, как окружающие. Если сделать пробную запись и просмотреть её, то можно вовремя увидеть и исправить недочёты в ведении программы.

Также вы сможете испытать свою студию и оборудование. Профессиональные камеры могут подавлять посторонние шумы и записывать звук с микрофона: ваш планшет вряд ли сможет это делать с той же лёгкостью. Даже если вы запишете один ролик с дефектами звука и картинки, вы сможете учесть эти ошибки в следующих работах.

1.6 Нет предела совершенству

Да, когда вы начнёте этим заниматься, вы будете допускать ошибки. Много ошибок. Вспомните первые сессии в D&D. Однако полировать результат можно бесконечно. В конечном итоге, вы хотите сделать ролик и выложить его в сеть, а не сделать эти 10 минут видео делом всей своей жизни.

На телевидении существует занятное определение «вещательного качества». Зачастую его приравнивают к техническим параметрам телесигнала. Однако жизнь предоставляет порой такие сюрпризы, что это не всегда верно.
«Вещательное качество» — это такое состояние материала, при котором его можно принять и запустить в эфир. Часто оно определяется на глаз и слух, потому что времени на более детальные разбирательства нет.

Профессиональный рекламный ролик делается командой профессионалов где-то две недели. Да, вам предстоит многому научиться, но если у вас пошёл второй месяц работы над роликом — наверное, стоит ещё раз оценить проделанную работу, закончить его и выложить, и использовать полученный опыт в работе на следующим роликом. 

1.7 Чтобы нравилось

И ещё одно важное замечание.

Проще всего ничего не делать. Но сесть, и сделать что-то наскоро, чтобы отделаться — это тоже нетрудно. Сделать хорошо, чтобы понравилось хотя бы вам самим — это на порядок сложней. А чтобы понравилось всем остальным — это очень сложно.

Считается, что первый набросок, первый черновик, первый результат надо отправлять в корзину. Не останавливайтесь на первом дубле, на первом кадре — добейтесь, чтобы то, что у вас получилось, понравилось вам и вашим друзьям.

Пожалуйста.

1.8 Практика-практика-практика: памятка для скептиков и для самого себя

Мой менторский тон может ввести вас в заблуждение, однако истина заключается в следующем: все, что я написал и напишу в этом цикле статей, сродни пресловутому пиратскому кодексу.

Это не столько жесткое руководство к действию, сколько мысли о тех чисто практических мелочах, которые следует учесть при работе над своим видеопродуктом. Думайте, экспериментируйте, импровизируйте, дерзайте. Возьмите то, что кажется вам верным, и отбросьте прочее: вы всегда сможете к этому вернуться, если понадобится.

Вторая часть текста лежит вот здесь.

Комментариев нет: